Терроризм — угроза национальной безопасности России.
Виды террористических актов, их цели, мотивы и способы осуществления
Понятие «терроризм» произошло от латинского слова «terror» — страх, ужас.
История показывает, что насилие, вызывающее тревогу, страх и состояние беспомощности среди населения, к сожалению, является неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Формы проявления его чрезвычайно разнообразны: от угроз и принуждения до уничтожения людей. Страх перед насилием является мощным средством, которым нередко пользуются не только отдельные личности, но и группировки, партии, народы и даже государства в целом.
Конец ХХ и начало ХХI века отмечены трагическим явлением – массовым проявлением терроризма, охватившим практически все страны мира, в том числе и процветающие в экономическом отношении. На тревожность ситуации указывает и тот факт, что по данной проблеме неоднократно совещались не только главы СНГ, но и руководители стран большой «восьмерки». Обсуждалась она и в Совете Безопасности ООН.
- Основными тенденциями современного терроризма являются:
а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;
б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;
в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;
г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;
д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;
е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;
ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;
з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших.
- Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.
- Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются:
а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;
б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;
в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;
г) ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации;
д) недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
- Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, являются:
а) попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы Российской Федерации;
б) наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
в) наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;
г) финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;
д) стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить Российскую Федерацию и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние в отдельных субъектах Российской Федерации;
е) распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;
ж) заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;
з) отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом;
и) отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.
Виды террористических актов, их цели, мотивы и способы осуществления
Акты террора по замыслу их организаторов должны преследовать определенные, чаще политические, реже экономические цели.
Во-первых, это желание посеять страх среди населения.
Несмотря на то, что в действиях некоторых террористических организаций и одиночек-фанатиков виден мотив ненависти к государственным, общественным и религиозным деятелям, тем не менее, чаще их действия были направлены против простых людей, представляющих данную страну, нацию или религию и ее священных символов;
Во- вторых, выражение протеста против политики правительства.
Путем устрашения делаются попытки добиться изменения политики государства в целом или в отдельном регионе (получить политическую независимость, отделиться от центра). Так начинались события в Чечне.
В третьих, нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам, вымогательство. Это был один из самых распространенных мотивов террора в Чечне, где захваты заложников расценивались как прибыльный бизнес.
В-четвертых, проведение скрытых террористических актов против своих соперников или правоохранительных органов.
Знания целей, мотивов терроризма имеет первостепенное значение для борьбы с этим опаснейшим явлением современности. Именно мотивы как субъективный смысл соответствующего поведения позволяют разграничить террористические акты от других преступлений, обоснованно сформулировать необходимые уголовные законы и правильно квалифицировать действия обвиняемых. Не зная мотивов действий конкретных лиц, трудно осуществлять оперативно-розыскные и иные мероприятия, вести переговоры с террористами и т.д.
Еще одну группу мотивов можно назвать идеалистическими, имея в виду стремление отдельных людей к самоутверждению путем насильственной реализации своих или прочно усвоенных чужих идей и замыслов политического, религиозного или идеологического характера. Такие фанатики могут быть исключительно опасными, так как не останавливаются ни перед какими жертвами. Они могут организовываться в группы, в том числе мистического или полумистического характера, либо выступать в одиночку. Для них идея – это все, а способы ее реализации – ничто. Конечно, среди таких немало психически больных людей, «зомбированных», но это ни в коей мере не снимает проблемы изучения мотивов поведения, а тем более предупреждения и пресечения их деятельности.
Некоторые современные молодежные движения крайнего толка и экстремистских взглядов потенциально способствуют формированию террористических убеждений в обществе.
Подобное можно сказать и о наркоманах, которые ради дозы могут пойти на любое преступление. В состоянии «кайфа» они вообще не отдают себе отчета в поступках.
Как и любое человеческое поведение, террористическое может опираться не на один, а на нескольких мотивов сразу, хотя удельный вес каждого из них в большинстве случаев различен.
Как социальное явление терроризм прежде всего отражает культ насилия и способствует его развитию, что отличает его от правовых, социальных методов разрешения конфликтов в обществе. Терроризм обесценивает человеческую жизнь. Нельзя не отметить, что это явление само по себе приводит к свертыванию государственных, социальных гарантий и свобод личности, поскольку он вызывает со стороны государства вынужденные контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового государства.
В обобщенном виде современный терроризм может быть представлен в следующих формах:
а) международный – террористические акты, имеющие международный масштаб.
Примерами его могут быть случаи, когда:
-террорист и лица, пострадавшие от террористического акта, являются гражданами одной или разных стран, но преступление было совершено за пределами этих государств;
-террористический акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой;
-подготовка к теракту ведется в одном государстве, а осуществляется в другом;
-совершив теракт в одном государстве, террорист укрывается в другом;
б) внутриполитический – террористические действия, направлены против правительств, каких-либо политических группировок внутри страны или имеющие цель дестабилизировать внутреннюю обстановку. Теракты, совершаемые по политическим мотивам, могут преследовать свои цели, а именно:
-сплотить, объединить организации или структуры экстремистского толка;
-продемонстрировать свою силу и готовность к решительным действиям, придать широкую известность и популярность своей организации и ее лидеру;
-побудить своего политического противника или государственные структуры к применению непопулярных среди населения и в то же время выгодных для террористов действий;
в) уголовный — преследование чисто корыстных целей.
На сегодняшний день в России можно встретить все три формы терроризма. Но если в начале 90-х годов к политическим террористам относился каждый четвертый подобный преступник – тот, кто был не согласен с политическим строем и хотел ему навредить, уголовные террористы составляли также четверть, а половина всех террористов в тот момент были душевнобольными, то сегодня пропорции изменились: доля душевнобольных значительно сократилась, действия все чаще приобретают осознанный характер.
Кроме того, все проявления терроризма можно условно подразделить на следующие группы:
По масштабам терроризма:
— преступление против личности;
— групповые убийства;
— массовая гибель граждан;
— применение диверсий по всей территории страны;
— крупномасштабные акции против мирового сообщества;
По способам осуществления террористических актов:
— применение огнестрельного оружия;
— организация взрывов и поджогов в городах;
— захват и использование опасных транспортных средств;
— взятие заложников;
— применение ядерных зарядов и радиоактивных веществ;
— использование опасных химических веществ и особо опасных биологических средств для заражения продуктов питания и питьевых водоисточников;
— организация массовой заболеваемости и падежа сельскохозяйственных животных, поражение посевов, фуража и т.д.;
— организация промышленных аварий и катастроф;
— уничтожение транспортных средств;
— электромагнитное облучение;
— информационно-психологическое воздействие. По субъектам террористических действий:
— убийцы одиночки, в т.ч. фанатики различного толка, больные психическими и неизлечимыми заболеваниями (например, СПИДом); инвалиды; лица, приговоренные шириатским судом к смерти;
— женщины-мусульманки, чьи мужья погибли в боевых действиях с федеральными силами;
— преступные сообщества;
— этнические кланы;
— религиозные секты;
— экстремистские политические объединения;
— специальные службы некоторых государств;
— международные террористические организации.
По средствам, используемым для проведения террористических актов:
— холодное оружие;
— огнестрельное оружие;
— взрывчатые вещества;
— отравляющие вещества;
— биологические агенты;
— радиоактивные вещества;
— ядерные заряды;
— излучатели электромагнитных импульсов.
По объектам воздействия:
— физические лица;
— транспортные средства;
— общественные и жилые здания;
— промышленно опасные объекты;
— системы связи и управления;
— магистральные трубопроводы;
— продукты питания, напитки.
Особую значимость могут представлять террористические акты с применением опасных химических, биологических и радиоактивных веществ.
По данным Канадского центра стратегического анализа, исследовавшего более 200 случаев химико-биологического терроризма, наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения террористических актов являются:
— токсичные гербициды и инсектициды;
— химически опасные вещества и отравляющие вещества (зарин, зоман, Ви-газы, люизит др.);
— психогенные и наркотические вещества;
— возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы, чумы, холеры, туляремии и др.;
— природные яды и токсины: стрихнин, рицин, ботулотоксин, нейротоксины.
Перечисленные высокотоксичные химические вещества и биологические агенты могут попасть в руки террористов различными путями:
-отравляющие вещества могут похитить с военных складов и арсеналов, где хранится химическое оружие, а также из организаций и предприятий, занятых разработкой и производством средств противохимической защиты;
-биологические агенты могут быть похищены из учреждений, осуществляющих производство вакцинных препаратов от особо опасных инфекций;
-высокотоксичные вещества: инсектициды, гербициды, фармацевтические препараты, продукты органического синтеза могут быть приобретены в сфере производства, хранения, торговли;
-раздражающие химические вещества для индивидуальной защиты (газовые баллончики с хлорацетофеноном, Си-Эс, капсаицином и т.д.) могут быть приобретены в торговой сети в больших количествах.
Кроме того, отравляющие вещества и биологические агенты могут быть изготовлены нелегально в лабораторных условиях.
Объектами воздействия химического и биологического оружия с помощью террористических актов могут быть прежде всего крупные объекты инфраструктуры населенных пунктов с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты, железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные, концертные и выставочные залы, павильоны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания и напитков, корма для сельскохозяйственных животных.
Для многих стран с развитой атомной энергетикой особенно актуальна проблема ядерного терроризма. Уже имели место отдельные факты предпосылок к таким актам. В последние годы появилась новая опасность – угроза электромагнитного терроризма и возможные чрезвычайные ситуации, к которым могут привести подобные акции.
Такой вид терроризма заключается в создании мощного электромагнитного импульса, воздействующего на уязвимые электронные элементы, так называемые критические инфраструктуры. Ими являются различные электронные системы и аппараты: от компьютеров до охранной сигнализации и средств связи, которые могут быть крайне привлекательны для террористических акций.
Проблема же защиты электронных систем от нерегламентированного воздействия электромагнитных излучений еще только изучается.
Заключение
В настоящее время существует вероятность совершения террористических актов на территории учреждения. Поэтому встают задачи, как по обеспечению безопасности объектов учреждения, так и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозу террористического характера.
Борьба с этим злом требует применения общих усилий с территориальными органами ФСБ, МВД, МЧС и другими организациями по выработке единых подходов, координации сил по противодействию терроризму.
Знания по противодействию терроризму, умения правильного поведения при его угрозе и навыки безопасного поведения в случае совершения террористических акций позволят защитить себя и окружающих от их последствий.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.
Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» (вместе с «Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)»)
Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)
Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»
Приказ Минрегиона России от 05.07.2011 № 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»).
Приложение. СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования Указ Президента РФ от 18.11.2015 № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма»)
Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»)
Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (ред. от 26.12.2015) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»).
Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям.
Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «Стратегия национальной безопасности РФ».
Основным документом, регламентирующим борьбу с терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии терроризму». Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан. Закон устанавливает права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Законом определены субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции.
В настоящее время борьбу с терроризмом в Российской Федерации осуществляют:
Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России);
Министерство внутренних дел РФ (МВД России);
Служба внешней разведки РФ (СВР России);
Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России);
Федеральная служба охраны РФ (ФСО России);
Федеральная пограничная служба (ФПС), входящая в состав ФСБ:
Вооруженные Силы РФ;
МЧС России.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116) образован Национальный антитеррористический комитет и утверждено Положение о нем, в котором определены основные задачи комитета. В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии.
Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В состав комитета входит министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе комитета образован Федеральный оперативный штаб.
Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.
Памятка Уровни террористической опасности