Терроризм — угроза национальной безопасности России

Терроризм — угроза национальной безопасности России.

Виды террористических актов, их цели, мотивы и способы осуществления

 

Понятие «терроризм» произошло от латинского слова «terror» — страх, ужас.

История показывает, что насилие, вызывающее тревогу, страх и состояние беспомощности среди населения, к сожалению, является неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Формы проявления его чрезвычайно разнообразны: от угроз и принуждения до уничтожения людей. Страх перед насилием является мощным средством, которым нередко пользуются не только отдельные личности, но и группировки, партии, народы и даже государства в целом.

Конец ХХ и начало ХХI века отмечены трагическим явлением – массовым проявлением терроризма, охватившим практически все страны мира, в том числе и процветающие в экономическом отношении. На тревожность ситуации указывает и тот факт, что по данной проблеме неоднократно совещались не только главы СНГ, но и руководители стран большой «восьмерки». Обсуждалась она и в Совете Безопасности ООН.

  1. Основными тенденциями современного терроризма являются:

а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;

б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;

в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;

г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;

е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;

ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;

з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших.

  1. Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.
  2. Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются:

а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;

б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;

в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;

г) ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации;

д) недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

  1. Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, являются:

а) попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы Российской Федерации;

б) наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

в) наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;

г) финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;

д) стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить Российскую Федерацию и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние в отдельных субъектах Российской Федерации;

е) распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;

ж) заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;

з) отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом;

и) отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.

 

Виды террористических актов, их цели, мотивы и способы осуществления

 

Акты террора по замыслу их организаторов должны преследовать определенные, чаще политические, реже экономические цели.

Во-первых, это желание посеять страх среди населения.

Несмотря на то, что в действиях некоторых террористических организаций и одиночек-фанатиков виден мотив ненависти к государственным, общественным и религиозным деятелям, тем не менее, чаще их действия были направлены против простых людей, представляющих данную страну, нацию или религию и ее священных символов;

Во- вторых, выражение протеста против политики правительства.

Путем устрашения делаются попытки добиться изменения политики государства в целом или в отдельном регионе (получить политическую независимость, отделиться от центра). Так начинались события в Чечне.

В третьих, нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам, вымогательство. Это был один из самых распространенных мотивов террора в Чечне, где захваты заложников расценивались как прибыльный бизнес.

В-четвертых, проведение скрытых террористических актов против своих соперников или правоохранительных органов.

Знания целей, мотивов терроризма имеет первостепенное значение для борьбы с этим опаснейшим явлением современности. Именно мотивы как субъективный смысл соответствующего поведения позволяют разграничить террористические акты от других преступлений, обоснованно сформулировать необходимые уголовные законы и правильно квалифицировать действия обвиняемых. Не зная мотивов действий конкретных лиц, трудно осуществлять оперативно-розыскные и иные мероприятия, вести переговоры с террористами и т.д.

Еще одну группу мотивов можно назвать идеалистическими, имея в виду стремление отдельных людей к самоутверждению путем насильственной реализации своих или прочно усвоенных чужих идей и замыслов политического, религиозного или идеологического характера. Такие фанатики могут быть исключительно опасными, так как не останавливаются ни перед какими жертвами. Они могут организовываться в группы, в том числе мистического или полумистического характера, либо выступать в одиночку. Для них идея – это все, а способы ее реализации – ничто. Конечно, среди таких немало психически больных людей, «зомбированных», но это ни в коей мере не снимает проблемы изучения мотивов поведения, а тем более предупреждения и пресечения их деятельности.

Некоторые современные молодежные движения крайнего толка и экстремистских взглядов потенциально способствуют формированию террористических убеждений в обществе.

Подобное можно сказать и о наркоманах, которые ради дозы могут пойти на любое преступление. В состоянии «кайфа» они вообще не отдают себе отчета в поступках.

Как и любое человеческое поведение, террористическое может опираться не на один, а на нескольких мотивов сразу, хотя удельный вес каждого из них в большинстве случаев различен.

Как социальное явление терроризм прежде всего отражает культ насилия и способствует его развитию, что отличает его от правовых, социальных методов разрешения конфликтов в обществе. Терроризм обесценивает человеческую жизнь. Нельзя не отметить, что это явление само по себе приводит к свертыванию государственных, социальных гарантий и свобод личности, поскольку он вызывает со стороны государства вынужденные контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового государства.

В обобщенном виде современный терроризм может быть представлен в следующих формах:

а) международный – террористические акты, имеющие международный масштаб.

Примерами его могут быть случаи, когда:

-террорист и лица, пострадавшие от террористического акта, являются гражданами одной или разных стран, но преступление было совершено за пределами этих государств;

-террористический акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой;

-подготовка к теракту ведется в одном государстве, а осуществляется в другом;

-совершив теракт в одном государстве, террорист укрывается в другом;

б) внутриполитический – террористические действия, направлены против правительств, каких-либо политических группировок внутри страны или имеющие цель дестабилизировать внутреннюю обстановку. Теракты, совершаемые по политическим мотивам, могут преследовать свои цели, а именно:

-сплотить, объединить организации или структуры экстремистского толка;

-продемонстрировать свою силу и готовность к решительным действиям, придать широкую известность и популярность своей организации и ее лидеру;

-побудить своего политического противника или государственные структуры к применению непопулярных среди населения и в то же время выгодных для террористов действий;

в) уголовный — преследование чисто корыстных целей.

На сегодняшний день в России можно встретить все три формы терроризма. Но если в начале 90-х годов к политическим террористам относился каждый четвертый подобный преступник – тот, кто был не согласен с политическим строем и хотел ему навредить, уголовные террористы составляли также четверть, а половина всех террористов в тот момент были душевнобольными, то сегодня пропорции изменились: доля душевнобольных значительно сократилась, действия все чаще приобретают осознанный характер.

Кроме того, все проявления терроризма можно условно подразделить на следующие группы:

По масштабам терроризма:

— преступление против личности;

— групповые убийства;

— массовая гибель граждан;

— применение диверсий по всей территории страны;

— крупномасштабные акции против мирового сообщества;

По способам осуществления террористических актов:

— применение огнестрельного оружия;

— организация взрывов и поджогов в городах;

— захват и использование опасных транспортных средств;

— взятие заложников;

— применение ядерных зарядов и радиоактивных веществ;

— использование опасных химических веществ и особо опасных биологических средств для заражения продуктов питания и питьевых водоисточников;

— организация массовой заболеваемости и падежа сельскохозяйственных животных, поражение посевов, фуража и т.д.;

— организация промышленных аварий и катастроф;

— уничтожение транспортных средств;

— электромагнитное облучение;

— информационно-психологическое воздействие. По субъектам террористических действий:

— убийцы одиночки, в т.ч. фанатики различного толка, больные психическими и неизлечимыми заболеваниями (например, СПИДом); инвалиды; лица, приговоренные шириатским судом к смерти;

— женщины-мусульманки, чьи мужья погибли в боевых действиях с федеральными силами;

— преступные сообщества;

— этнические кланы;

— религиозные секты;

— экстремистские политические объединения;

— специальные службы некоторых государств;

— международные террористические организации.

По средствам, используемым для проведения террористических актов:

— холодное оружие;

— огнестрельное оружие;

— взрывчатые вещества;

— отравляющие вещества;

— биологические агенты;

— радиоактивные вещества;

— ядерные заряды;

— излучатели электромагнитных импульсов.

По объектам воздействия:

— физические лица;

— транспортные средства;

— общественные и жилые здания;

— промышленно опасные объекты;

— системы связи и управления;

— магистральные трубопроводы;

— продукты питания, напитки.

Особую значимость могут представлять террористические акты с применением опасных химических, биологических и радиоактивных веществ.

По данным Канадского центра стратегического анализа, исследовавшего более 200 случаев химико-биологического терроризма, наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения террористических актов являются:

— токсичные гербициды и инсектициды;

— химически опасные вещества и отравляющие вещества (зарин, зоман, Ви-газы, люизит др.);

— психогенные и наркотические вещества;

— возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы, чумы, холеры, туляремии и др.;

— природные яды и токсины: стрихнин, рицин, ботулотоксин, нейротоксины.

Перечисленные высокотоксичные химические вещества и биологические агенты могут попасть в руки террористов различными путями:

-отравляющие вещества могут похитить с военных складов и арсеналов, где хранится химическое оружие, а также из организаций и предприятий, занятых разработкой и производством средств противохимической защиты;

-биологические агенты могут быть похищены из учреждений, осуществляющих производство вакцинных препаратов от особо опасных инфекций;

-высокотоксичные вещества: инсектициды, гербициды, фармацевтические препараты, продукты органического синтеза могут быть приобретены в сфере производства, хранения, торговли;

-раздражающие химические вещества для индивидуальной защиты (газовые баллончики с хлорацетофеноном, Си-Эс, капсаицином и т.д.) могут быть приобретены в торговой сети в больших количествах.

Кроме того, отравляющие вещества и биологические агенты могут быть изготовлены нелегально в лабораторных условиях.

Объектами воздействия химического и биологического оружия с помощью террористических актов могут быть прежде всего крупные объекты инфраструктуры населенных пунктов с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты, железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные, концертные и выставочные залы, павильоны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания и напитков, корма для сельскохозяйственных животных.

Для многих стран с развитой атомной энергетикой особенно актуальна проблема ядерного терроризма. Уже имели место отдельные факты предпосылок к таким актам. В последние годы появилась новая опасность – угроза электромагнитного терроризма и возможные чрезвычайные ситуации, к которым могут привести подобные акции.

Такой вид терроризма заключается в создании мощного электромагнитного импульса, воздействующего на уязвимые электронные элементы, так называемые критические инфраструктуры. Ими являются различные электронные системы и аппараты: от компьютеров до охранной сигнализации и средств связи, которые могут быть крайне привлекательны для террористических акций.

Проблема же защиты электронных систем от нерегламентированного воздействия электромагнитных излучений еще только изучается.

 

Заключение

 

В настоящее время существует вероятность совершения террористических актов на территории учреждения. Поэтому встают задачи, как по обеспечению безопасности объектов учреждения, так и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозу террористического характера.

Борьба с этим злом требует применения общих усилий с территориальными органами ФСБ, МВД, МЧС и другими организациями по выработке единых подходов, координации сил по противодействию терроризму.

Знания по противодействию терроризму, умения правильного поведения при его угрозе и навыки безопасного поведения в случае совершения террористических акций позволят защитить себя и окружающих от их последствий.


 

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» (вместе с «Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)»)

Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)

Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»

Приказ Минрегиона России от 05.07.2011 № 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»).

Приложение. СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования Указ Президента РФ от 18.11.2015 № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма»)

Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»)

Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (ред. от 26.12.2015) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»).

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям.

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «Стратегия национальной безопасности РФ».

Основным документом, регламентирующим борьбу с терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии терроризму». Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан. Закон устанавливает права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Законом определены субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции.

В настоящее время борьбу с терроризмом в Российской Федерации осуществляют:

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России);

Министерство внутренних дел РФ (МВД России);

Служба внешней разведки РФ (СВР России);

Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России);

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России);

Федеральная пограничная служба (ФПС), входящая в состав ФСБ:

Вооруженные Силы РФ;

МЧС России.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116) образован Национальный антитеррористический комитет и утверждено Положение о нем, в котором определены основные задачи комитета. В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии.

Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В состав комитета входит министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе комитета образован Федеральный оперативный штаб.

Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.

 

 

Памятка Антитеррор

Памятка Уровни террористической опасности